В 11 веке в результате переселения сельджукских племен из Центральной Азии в Анатолию, на этих землях начался процесс тюркизации, а после победы сельджуков под предводительством Алп-Арслана в битве при Малазгирте в 1071 году, византийское господство в Анатолии утратило силу в пользу турок.
Государство Сельджуков, основанное на этих землях, занимало регион Малой Азии до монгольского вторжения в 1243 году. После монгольского периода в Анатолии образовалось множество небольших турецких государств – бейликов. Один из этих бейликов, Османский, основанный Османом Первым в 1299 году, в период с конца 13 века подчинил себе всю Анатолию. Кроме того, Османы присоединили к своему государству территории в Юго-Восточной Европе, Западной Азии и Северной Африке, основав большую империю на трёх континентах. Однако, начиная с 17 века, Османская империя начала переживать постепенный упадок. После поражения в Первой мировой войне и распада Османской Империи, в результате войны за независимость была провозглашена Турецкая Республика Мустафой Кемалем Ататюрком в 1923 году. Идеология, заложенная первым президентом Турции Кемалем Ататюрком, легла в основу Турции в её современном виде.
Турция находится на перекрестке важных евразийских дорог. Омывается четырьмя морями: Черным, Средиземным, Эгейским и Мраморным. Такое выгодное географическое расположение с давних времен стимулировало существующие здесь государства к активному участию в международной торговле.
Византийцы, например, поставляли основную часть товаров из Азии в Европу (Шелковый путь), которая была особенно заинтересована в китайской бумаге и шелках. Вскоре предприимчивые жители Византии завезли шелкопрядов в Европу, и тогда именно империя стала центром производства шелка на материке. Фактически они стали монополистами на рынке благодаря высокому качеству изготовляемых товаров.
Эта традиция продолжилась и во времена Османской империи – государство буквально притягивало поступление в оборот всевозможных товаров из разных континентов. В то время основной заботой каждого правителя было повышение дохода государства за счет привлечения продовольствия и товаров. В то же время османы все больше концентрировались на импорте/экспорте товаров класса «люкс», которые приходили к ним из дальнего зарубежья.
В наше время Турция все также остается страной с постоянно развивающейся экономикой. Государство имеет 246 дипломатических представительств и консульств, благодаря чему занимает 5 место в мире по этому показателю. Это существенно влияет на развитие международного бизнеса.
Стремительный рост экономики, выгодное географическое положение и разнообразные ресурсы Турции находятся в поле зрения многих инвесторов и бизнесменов.
Особую ценность несут такие направления деятельности:
• текстильная промышленность;
• производство сельхозпродукции;
• строительство;
• металлургия;
• область высоких технологий;
• нефтяная промышленность (глубокая переработка нефти);
• туризм.
Текстильная промышленность стремительно развивалась еще со времен торговли по Шелковому пути. Сегодня страна является влиятельным экспортером ткани и одежды. Она поставляет продукцию в 194 страны мира. В 2020 году объем поставок составил 2,5 млрд долларов. Агропромышленный комплекс полностью обеспечивает потребности страны в сельскохозяйственной продукции. Турция является основным экспортером мёда, лесных орехов, изюма, инжира, урюка и других сухофруктов в мире. Особенно ценится отношение к экологичности продуктов. Наибольшая доля вложений приходится на строительство и недвижимость Турции. Количество продаж в этой сфере растет с каждым днем даже сейчас. Всего за период с января по апрель 2020 года было подписано 380 000 сделок. Тогда как еще в 2018 году такая цифра была получена по результатам целого года. Развиваются здесь металлургия и добыча полезных ископаемых. Турция – основной поставщик мрамора и крупный производитель стального проката. Здесь также изготавливают чугун, алюминий и трубы.
Вместе с большей частью мира, следит государство и за развитием высоких технологий. Особое внимание уделяя электронике, атомной энергетике, производству компьютерной техники и смартфонов. Активно используются высокие технологии и в оборонном секторе. В Турции наращивают объемы добычи нефти и газа, делая ставку на обнаружение новых месторождений. По показателям 2020 года Турция добывает примерно 210 тысяч баррелей черного золота в сутки. Также хорошо развит здесь и туризм. Большая часть туристов, что приезжают сюда – из России, Германии и Украины. Благодаря лояльной политике государства к другим странам, возможность начать бизнес здесь имеют как опытные бизнесмены, так и молодые предприниматели с разными уровнями капиталовложения. Главное, хорошо продумать каждый шаг своей деятельности, и точно определиться с тем, чем вы хотите заниматься.
Турецкая Республика – государство, расположенное на европейском и азиатском континентах и географически представляет собой полуостров, омываемый Черным, Средиземным и Эгейским морями.
Площадь Турции составляет 783,5 тыс. кв.км, из которых 23,8 тыс. кв.км приходится на европейский континент (3%).
Европейская и азиатская части страны разделены черноморскими проливами (Босфор протяженностью 29,9 км и Дарданеллы протяженностью 62 км) и Мраморным морем.
В европейской части Турция граничит с Болгарией и Грецией. В азиатской части страна граничит на юге – с Ираком и Сирией, с Ираном – на востоке, с Грузией, Арменией, Азербайджаном на севере. Турция занимает стратегически важное положение на стыке Балкан, Ближнего и Среднего Востока и Закавказья, является членом НАТО (с 1952 г.), армия – 800 тыс. чел. (вторая по численности в НАТО), член ВТО (с 1995 г.), с 1964 г. – ассоциированный член ЕС. В 1996 г.
Турция подписала соглашение с ЕС о таможенном союзе, в декабре 1999 г. получила статус страны-кандидата, а в декабре 2004 г. на саммите ЕС принято решение о начале в октябре 2005 г. переговоров о полноценном вступлении Турции в ЕС. Также, в 2013 году Турция получила статус партнёра по диалогу Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС).
Население страны – 83 млн. чел., в основном – турки. Около 15% населения – этнические курды, часть их компактно проживает на юго-востоке страны, 65% населения проживает в городах , 35% - в сельской местности. Официальный язык – турецкий.
Турция сделала огромный скачок по целому ряду социально-экономических показателей, благодаря чему вошла в число «Новых индустриальных стран»
В 2011 году рост экономики в Турецкой Республике составил 11%. Благодаря чему ей удалось опередить даже могущественные страны «Большой двадцатки» по этим параметрам. По прогнозам МВФ, в 2021 году ожидается экономический рост в 3%.
Торговый флот Турции — седьмой в мире по величине, в его составе тысячи судов. В стране сотня аэропортов, 500 тысяч километров автомобильных дорог, что особенно ценно при таком выгодном положении на карте мира.
Турция продемонстрировала финансовую и экономическую стабильность, поэтому ею заинтересовались многие инвесторы. Только в 2013 году государство получило около пяти миллиардов зарубежных инвестиций, что для нее в то время стало рекордным показателем.
Основными импортерами являются: Российская Федерация, Китай, Иран, США, Германия и многие другие. Число иностранных бизнесменов каждый день увеличивается, благодаря постоянному развитию промышленности и формированию международных контактов. На данный момент в стране функционирует более 60 тысяч компаний с иностранным капиталом.
Турция вошла в таможенный союз с ЕС в 1996 году и является кандидатом в члены ЕС с 2005 года. Благодаря этому она расширила торговые отношения с Европой, на страны которой приходится 44% внешней торговли Турции.
Правительство страны предоставляет различные налоговые и не налоговые стимулы для иностранных инвесторов, наряду с теми, которые предоставляются отечественным компаниям. Такие стимулы включают в себя таможенные льготы и льготы по НДС на различные импортируемые товары, в том числе для станков и оборудования, а также существуют приоритетные регионы, предлагающие дополнительные бонусы в виде энергетической поддержки, свободной территории. Инвесторы также пользуются поддержкой НИОКР и маркетинговыми исследованиями для поощрения экспорта и повышения конкурентоспособности компаний на международных рынках.